Эбру

История появления эбру окутана тайной. Никто точно не может сказать, где именно зародилось древнее искусство рисования по воде и какую страну – Китай, Японию,Турцию, Индию или российский Алтай, – можно считать его географической родиной. Сложно даже назвать век, в котором оно появилось. Самая древняя картина датируется одиннадцатым веком. По утверждениям искусствоведов, картина создана во времена, когда это искусство уже было отточенным и, следовательно, зародилось намного раньше самого изображения. Но есть факт, который не подвергается сомнениям: эбру - типично восточное искусство,которому присуще плавность, медитативность, терпение и тонкость движений.
Люди Востока, с присущим им романтизмом, называют эбру «бумагой с волнами» или «бумагой с облаками», а ещё – «бумажное мраморирование», «танцующие краски», «плавающие краски», «облака и ветер».Некоторые типы Эбру были названы именами художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, появились «Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов. Европейцы чаще называет эбру «турецкой бумагой», т.к. сюда оно пришло из Стамбула в шестнадцатом веке, а в семнадцатом-восемнадцатом веках стало очень популярным.
Откуда эбру появилось в Османской империи – неизвестно, но именно здесь оно прижилось и получило своё развитие. Сейчас именно Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде. В музее дворца Топкапы хранится книга «Gay-i Çevgan», написанная в 1539 году, а в ней – старинные образцы эбру.
Сегодня эбру переживает своё новое рождение в Турции. О нём упоминают вскользь и говорят, что это малоизвестное мистическое искусство, которым владеют всего несколько мастеров в Турции и держат его технологию в строжайшем секрете. Так же считается, что ислам является его великим пространством и покровителем. В связи с этим существует мнение, что эбру, прежде всего, – религиозная практика и применяется как дополнение каллиграфии. В этой технике оформляются и выполняются изречения из Корана. Существуют набор определённых качеств, присущих каждому турецкому мастеру эбру – достоинство, мудрость, смирение и внутреннее спокойствие. Каждый турецкий эбру-мастер знает и верит, что человек в этом творчестве всего лишь инструмент и проводник. Рисунки на воде создаёт Творец. Любой рисунок эбру можно рассматривать как сфотографированную и отпечатанную на бумаге молитву мастера, рождённую в результате контакта с водой и чем-то божественным.

 

Случайная фишка

Облако тэгов